Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов

Глубокие изменения в обществе в последнее десятиле­тие XX в., вызванные коренной перестройкой экономики, появлением различных форм собственности, не могли не сказаться на развитии системы специального образования в России.

Особенно значимым является факт изменения отношения государства к лицам с нарушениями в развитии. Права де­тей с ограниченными возможностями жизнедеятельности регулируются отечественным законодательством и междуна­родными конвенциями и соглашениями.

Принятая Генеральной ассамблеей ООН Конвенция о пра­вах ребенка (26.01.1990)гарантирует права всех детей, в том числе детей с ограниченными возможностями.

Принятый в 1992 г. и измененный в 1996 г. Закон РФ «Об образовании»дал возможность выбора родителям детей с от­клонениями в развитии различных форм обучения.

Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Фе­дерации» (1995)определил понятия «инвалид», «реабили­тация», закрепил право на воспитание, образование и со­циально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Для этого создаются соответствующие условия в учреждениях общего типа, специализированных учреждениях и на дому. Преду-сматрено также оборудование жилых помещений специаль­ными средствами в соответствии с программой реабили­тации.





Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА


§ 2. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов



Указ Президента РФ№ 543 «О первоначальных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выжива­ния, защиты и развития детей в 90-е годы»,постановление Правительства РФ№ 848 от 23.08.1993г. «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной Деклара­ции об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», «Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года»,принятый по­становлением Правительства № 69 от 31.01.1994, являются основополагающими документами, обеспечивающими реа­лизацию прав всех детей России, в том числе детей с откло­нениями в развитии на достойную жизнь, охрану здоровья, получение образования, все виды реабилитации.

В соответствии со ст. 114Закона РСФСРот 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР»детям с ограничен­ными возможностями в возрасте до 16 лет назначается со­циальная пенсия, равная минимальной пенсии по старости. Материальное положение семей, имеющих детей, поддержи­вается системой социальных пособий и компенсационных выплат, адресной натуральной помощью.



Помимо денежной и натуральной помощи детям с огра­ниченными возможностями гарантируется ряд льгот. Так, постановление Совета Министров СССР от 27.03.1986№ 400 «О мерах по улучшению условий жизни инвалидов с детст­ва»устанавливает скидку 50% стоимости проезда в любом виде междугородного транспорта. В большинстве субъектов РФ проезд в транспорте городского и пригородного сообще­ний для инвалидов бесплатный, что закреплено местным за­конодательством.

Правительством РФ (12.03.1997 № 288) принято «Типо­вое положение о специальном (коррекционном) образо­вательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», согласно которому дети с откло­нениями в умственном и физическом развитии содержатся в специальных учреждениях бесплатно. Они имеют право на первоочередное получение жилплощади на основании дей­ствующего постановления Совета Министров СССР от 13.01.1983 № 38 и приказа Минздрава СССР от 18.03.1983 № 330.


Изменение характера отношения государства к инвалидам отражает и постановление Правительства РФот 14.01.2000№ 36 «О Федеральной целевой программе «Социальная под­держка инвалидов на 2000—2005 годы».

Программа состоит из следующих раз­делов:

1. Совершенствование нормативно-методического обес­
печения, укрепление материально-технической базы
и развитие сети учреждений государственной службы ме­
дико-социальной экспертизы.

2. Развитие инфраструктуры государственной службы реа­
билитации инвалидов, разработка и внедрение современ­
ных реабилитационных технологий.

3. Развитие реабилитационной индустрии как промышлен­
ной основы социальной защиты населения.

4. Информатизация и кадровое обеспечение деятельности
государственных служб медико-социальной экспертизы,
реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии.



5. Государственная поддержка общественных объединений
инвалидов.

В перечне 56 мероприятий программы учиты­вается информационный компо­нент:

— создание телевизионных программ для инвалидов, в том
числе по проблемам детей-инвалидов и общественных
объединений;

— развитие полиграфической базы периодических печат­
ных изданий ВОГ;

— организация и проведение рекламно-выставочной дея­
тельности, семинаров, совещаний и конференций по про­
блемам инвалидов;

— разработка и внедрение федеральной автоматизирован­
ной информационно-справочной системы по проблемам
инвалидов.





Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА

На основании анализа перечня нормативно-правовых ак­тов можно сделать вывод о том, что инвалиды в России все более начинают занимать достойное положение.

Действительно, государство в последние годы немало сделало для людей с ограниченными возможностями здоро­вья, перестало замалчивать их проблемы, приняло ряд зако­нодательных актов, обеспечивающих инвалидам равные со здоровыми людьми права, возможности реабилитации, льго­ты, материальную поддержку.

Позиция федеральных и местных органов власти также очень важна. Она задает вектор развития общества, направ­ленный на реабилитацию, социальную адаптацию и интегра­цию инвалидов. Для изменения отношения общества к лю­дям с ограниченными возможностями потребуется гораздо больший промежуток времени, нежели для принятия за­конов.

Кроме того, принятие законов еще не гарантирует их ис­полнения. На местном уровне зачастую издаются законы, противоречащие федеральным. Пока не будет контроля госу­дарства за исполнением законов, трудно ожидать заметного улучшения ситуации в отношении к инвалидам.


§ 3. Отношение разных слоев общества к интеграции инвалидов

общества и государства к людям с проблемами, ростом ак­тивности общественных объединений родителей детей-инва­лидов и самих инвалидов отмечается улучшение социально­го самочувствия инвалидов, в том числе инвалидов-опор­ников.

В Институте специальной педагогики и психологии СБ. Федоровым (2000) под руководством Л.М. Шипицынойбыл проведен социально-психологический мониторинг по проблеме социальной интерации.

Исследование было направлено на оценку уровня инте­грации инвалидов-опорников (в частности детей, страдаю­щих церебральным параличом) в общество, выявление кар­тины отношения некоторых групп населения к инвалидам, взаимосвязи между информированностью населения о про­блемах инвалидов и готовностью принять их в качестве пол­ноправных членов общества, анализ изменения отношения к людям с отклонениями в развитии.



7830686945702716.html
7830700119300330.html
    PR.RU™